среда, 6 февраля 2013 г.

семинар "информационное пространство школы

Свидетельство о регистрации 1077799022070 от 12.10.2007 Федеральной регистрационной службы

Контактный телефон: 8-495-954-01-47

С 16 по 18 сентября на базе НОУ школы «Личность» города Новороссийска Краснодарского края прошел обучающих семинар «Теория и практика организации исследовательской деятельности учащихся». Данный семинар был запланирован в форме курсов повышения квалификации педагогического коллектива школы «Личность» (директор к.п.н. Е.Г. Сычева). В семинаре принял участие практически весь педагогический коллектив школы «Личность» — от начальных классов до старшей школы, а также представители еще нескольких школ города Анапы и Новороссийска. Семинар проводил к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования, зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии Московского педагогического коллектива, главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», член Президиума Центрального совета Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» А.С. Обухов. Школа «Личность» уже ряд лет реализует исследовательский подход в образовании, включая исследовательские и проектные методы построения учебного процесса. Учащиеся школы «Личность» принимают активное участие в Российском конкурсе исследовательских работ и творческий проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, а также в других региональных и всероссийских конкурсах и конференциях. В школе действует Малая академия наук, которая выступает организационной формой развития исследовательской деятельности учащихся с начальных до старших классов. Семинар был призван повысить уровень работы педагогического коллектива, выстроить систему работы на общих научно-методических основаниях. Первый день семинара был посвящен рассмотрению таких вопросов как: психологические основы исследовательской деятельности, развитие субъектности как ключевой смысл учебно-исследовательской деятельности в образовании, учебно-исследовательская деятельность в отличие от учебной и научно-исследовательской, виды творческих работ учащихся, различение проектирования и исследования, основные этапы исследовательской деятельности, требования к условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, значимые профессионально-личностные качества руководителя учебного исследования, формы организации исследовательской деятельности. Был также показан фильм «Следы». В рамках первого дня работы участники прояснили собственные позиции и приоритеты в отношении смыслов учебно-исследовательской деятельности в образовании. Было проведена практическая работа по отработке «чистоты жанра» самостоятельных работ учащихся (реферативный, лабораторно-практический, описательно-натуралистический, проектный, исследовательский). Второй день семинара раскрывал ключевые вопросы основных этапов организации исследовательского обучения. Особое внимание было уделено классическим ошибкам в исследовательских работах учащихся и в их представлении. Были предложены классификации исследовательских работ учащихся по уровню сложности и степени оригинальности. Обсуждались основные смысловые ходы построения исследования. Предлагались «основные правила успешности» по руководству исследовательскими работами учащихся, а также анализировались типичные проблемы. Центральным для второго дня семинара стало обсуждение и анализ примеров исследовательских работ учащихся. Вначале анализировались работы, выполненные в различных предметных областях учащимися лицея 1553 «Лицей на Донской» города Москвы, а также работы участников Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» и Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Участники семинара — учителя школы «Личность» также представили работы, выполненные учащимися под их руководством. Анализировались как работы учеников начальной школы, так и старших классов. Были обсуждены темы планируемых исследований учащихся школы «Личность» уже с учетом обсужденных на семинаре вопросов и смысловых акцентов по правилам и рекомендациям постановки учебных исследований и формулировкам тем исследовательских работ. День был завершен представление модели построения образовательного процесса школы на основе исследовательской деятельности на примере лицея 1553 «Лицей на Донской» и показом фильма «Ступени», созданного к 15–летию лицея уже пять лет назад. Третий день семинара был посвящен представлению некоторых активных форм организации исследовательского обучения: учебно-исследовательские экспедиции, конкурсы и конференции исследовательских работ учащихся, исследовательские школы. После предъявления основным принципов их организации, в качестве примеров были показаны фильмы об экспедиции на Белое море, про окружной тур номинации «Исследовательская деятельность учащихся» Фестиваля «Юные таланты Московии», организацию работы исследовательских групп на Международной исследовательской школе. Отдельное внимание было уделено такой форме организации исследовательской деятельности учащихся в рамках образовательного процесса в школе, как учебно-исследовательские специализации. Принципы и годичный цикл работы специализаций был представлен на примере естественно-научной специализации «Геология и минералогия» и гуманитарной специализации «Социокультурная психология и антропология» лицей 1553 «Лицей на Донской» с демонстрацией фильмов, иллюстрирующих работу данных специализаций в рамках экспедиции «Байкал — 2010». В завершении был продемонстрирован фильм «Вепсы Пяжозерья», созданных лицеистами лицея 1553 в рамках летней экспедиции в Вологодскую область летом 2011 года. Семинар завершился информирование слушателей об информационных ресурсах и научно-методических разработках в области исследовательского подхода в образовании. В школу «Личность» было передано около 20 наименований изданий журнала «Исследователь/Researcher» и его библиотеки, которые помогут педагогическому коллективу школы в развитии исследовательского подхода в образовании. Всем участникам были вручены сертификаты Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» об участии в обучающем семинаре.

/ Научно-методический семинар в школе «Личность» г. Новороссийска

Информационное пространство

Комментариев нет:

Отправить комментарий